You are viewing haryzmaty

Previous Entry | Next Entry

ХАРИЗМАТЫ

из википендии

«…Во всей истории человечества никогда не было неполитического, немилитаристского добровольного человеческого движения, которое так быстро выросло, как пятидесятническое и харизматическое движение в последние 30 лет…»
Питер Вагнер,
Фуллеровская богословская семинария

Харизматическое движение (от греч. χαρισμα; дар (благодати), дарование, англ. Charismatic movement — Харизматическое движение) движение внутри христианства, в основном среди протестантских церквей,
но также получило распространение среди католиков и незначительно среди православных[источник?].
Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством, но существуют и значительные различия.

В русском языке существует также термин неопятидесятники,
который обычно применяется по отношению к харизматическому движению представителями сектологии, которые, по большей части, являются представителями православной Церкви[источник?].

Сами харизматы относятся негативно к употреблению этого термина применительно к своим общинам.

В зарубежном религиоведении данный термин не применяется.

В России обычно сами представители харизматического движения называют себя Христианами Веры Евангельской (пятидесятники),
против чего, в свою очередь, выступают представители классических пятидесятников.

Течения

Харизматическое движение не представляет собой одной деноминации или одного объединенного вероучения.
Оно делится на несколько направлений, которые зачастую имеют больше различия в богословии, в то время как форма проведения богослужений практически не отличается.

Среди основных движений можно выделить (в мировом масштабе):

«Движение веры» (лидеры: Кеннет Хейгин,
Кеннет и Глория Коупленд,
Джерри Савелл,
Джесси Дуплантис,
Крефло Доллар,
Кейт Батлер);

Католическое харизматическое движение;

движение «Виноградник»;

Движение Обновление («торонтовское» благословение)

и независимые харизматические Церкви.

Этим список не ограничивается, в действительности их намного больше.

Особенности вероисповедания

Трудно выделить все особенности вероучения Харизматического движения ввиду того, что оно делится на множество течений.

Однако подавляющее большинство Харизматических Церквей согласны с утверждениями Апостольского символа веры.
Большинство являются тринитариями.

Также они разделяют большинство догматов протестантизма об «оправдании верой» и «только Писание».


Глоссолалия

Практика глоссолалии является общей для харизматического движения,
как и для пятидесятников.
Ее суть заключается в убеждении харизматов в том, что каждый верующий человек, переживший «Крещение Святым Духом» может получить сверхъестественный дар от Бога говорить (или молиться) на языках, которых он никогда не понимал, или тех, которые понимал.
Например, на английском, немецком, итальянском и других.
А также на ангельских языках.
Крещение Духом Святым по мнению харизматов, пятидесятников и других членов пятидесятнического движения сопровождается знамением говорения на иных языках.

Это основано, например, на этих местах Библии:

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками
(Мк.16:17)
Итак языки суть знамение…
(1Кор.14:22)

Эта вера строится на некоторых местах из Нового Завета, а именно из книги Деяний и 1-го Послания апостола Павла Коринфянам.
Так, например во 2-й главе Деяний описывается, как Дух Святой сошел на Апостолов в День Пятидесятницы:

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
(Деян.2:4)

Харизматы, как и пятидесятники, верят, что это особенные языки на которых может молиться Дух Святой в человеке, а говорить слова человек.
Например, это основывается на данном тексте:

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными
(Рим.8:26)

Смысл произнесенной молитвы, по мнению харизматов и пятидесятников, может истолковать Дух Святой в человеке через дар истолкования языков:

А потому, говорящий на [незнакомом] языке, молись о даре истолкования
(1Кор.14:13)



История

В 1901 году в баптистских общинах США возникло течение под названием «Движение святости», положившее начало быстро распространившемуся движению пятидесятников, получившему название харизматического (греч. χάρισμα — харизма, — теологический термин, для обозначения особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов).

Своему возникновению оно обязано группе студентов во главе с методистским пастором Чарльзом Пархемом (1873—1929).

В канун нового 1901 года, рассуждая о причинах упадка христианской веры в протестантском мире, они пришли к выводу, что скорей всего причина этого упадка кроется ни в чем ином, как в отсутствии явно выраженного «дара говорения на иных языках».

В Библейском институте Бетел в г. Топика штата Канзас (США) в 1901 году группа верующих вдруг стала молиться глоссолалией.

Спустя девять лет Миссия с ул. Азуза в г. Лос-Анджелес повторила то же самое. Полностью это движение расцвело между 1920 и 1940 гг. под руководством методистской проповедницы из Лос-Анджелеса Эйми Семил Ферстон.

В 1945 году это необычное явление проникает в Христианское Общество деловых людей, которое затем переименовывается в «Общество Полного Евангелия».


Проникновение в Россию

В Россию учение харизматов проникло в 1901 г.

В г. Выборг прибыл проповедник Уршан и в 1913 г.
им уже была основана в Хельсинки (бывшая территория Российской империи) первая пятидесятническая община.
Уршан расколол большую баптистскую общину, после чего рукоположил в пресвитеры г-на Смородина, который вскоре перебрался в Санкт-Петербург и там активно распространял это учение.
Эту ветвь пятидесятников называют «смородинцами».
Свою вновь образованную в Питере общину он назвал «Христиане в Духе апостольском».
Смородин сумел распространить учение по северным губерниям России: Новгородской, Тверской, Костромской, Псковской, Великоустской.

Другая крупная ветвь пятидесятников называется «воронаевской».
Г-н Воронаев, бывший баптист, эмигрировавший в Америку, где закончил баптистскую семинарию и попутно познакомился с учением о «духовном крещении». Вскоре утвердился в необходимости последнего, принял харизматические дары, а в 1922 году прибыл в Одессу.

Длительное время посещал молитвенные собрания баптистов, нелегально общаясь с ними индивидуально, наставляя в необходимости духовного крещения.

Происходит раскол внутри баптистских общин Одессы, и Воронаев уже открыто заявляет о себе как лидере вновь образованной общины, которую он именовал «Христиане веры евангельской» (ХВЕ).

Воронаев, в отличие от Смородина (последний лояльно был настроен к баптистам), как пресвитер и руководитель вновь созданной общины занял непреклонную позицию в том, что баптистские проповедники не могут быть братьями по духу и допускаться к кафедре «пока не осознают своих ошибок в вопросе крещения Духом».

Вскоре это движение охватило юг Украины, и целые баптистские общины в полном составе переходили в харизматы.

Уже к 1927 г. на Украине насчитывалось 350 общин воронаевского направления.

В 40-х годах их насильственно влили во ВСЕХБ, так как государственные чиновники не видели большой разницы в учении тех и других.

Современность

В настоящий момент ситуация достаточно сложна

Несмотря на строго консервативную точку зрения целого ряда лидеров в регионах, наличие церквей с «новыми формами служения» по всей России не было чем-то необычным для Российской Церкви ХВЕ, хотя с начала 90-х гг. этот общероссийский союз считался традиционно пятидесятническим.

Противоречия в среде харизматов и пятидесятников возникают, главным образом, из-за разнящихся взглядов на вопросы миссионерства и проведения служений

Так, харизматы признают и используют новые формы в богослужении и в миссионерской работе, а консерваторы отвергают идеи новых теологических доктрин (где, к примеру, делается акцент на процветании и здоровье), а также слишком эмоциональные, по их мнению, формы служения.

Представители консервативного пятидесятнического движения четко разделяют пятидесятников и харизматов.

Отличие этих двух течений епископ нижегородского объединения ХВЕ Дулесин видит не во внешнем стиле служения, а в разном подходе к учению.

Харизматов Дулесин считает представителями либерального развития христианской церкви, а пятидесятников видит фундаменталистами, не отходящими от чистоты учения.

Харизматы, по его мнению, больше всего заботятся о правах личности гражданина, о том, «…как приспособиться к мирской жизни…», а также допускают возникновение новых учений, таких как учение о богатстве и здоровье.


Будущее теологии пятидесятничества
(некоторые версии развития)

По версиям многих теологов, развитие современного пятидесятничества, скорее всего, придет к данным вариантам:

акцент на личностное развитие верующего
акцент на харизматические дары
акцент на особенности Движения веры

Основные различия между пятидесятниками и харизматами

Основные различия харизматической теологии с традиционной пятидесятнической лежат в плоскости придания акцента в ходе собраний общины действиям, направленным на возможные проявления действия Бога в каждом прихожанине.

Современное положение в обществе

Сегодня харизматические церкви играют довольно активную роль в современном обществе, стремясь оказать на него оздоравливающее влияние.
Традиционно широко распространена благотворительность, принимается посильное участие в социальных проектах по месту нахождения той или иной харизматической общины.

Данный факт широко признан обществом, в том числе и иными конфессиями христианства.

В различных населенных пунктах существуют пятидесятническо-харизматические организации, бесплатно помогающие наркоманам и алкоголикам избавиться от своей зависимости.

Вместе с тем, деятельность таких организаций подвергается зачастую жесткому мониторингу правоохранительных органов, что, зачастую, вызывает недоумение пациентов и их родственников .

Как отметил один из интервьюируемых участников такого проекта,

«…Когда мою 17-летнюю дочь пьяной подбирали на улицах, а потом меня штрафовали за это на 500 рублей, в милиции и прокуратуре по этому поводу никто не переживал. А теперь, когда появилась надежда, что мой теперь уже совершеннолетний ребенок не умрет где-нибудь под забором, у меня требуют объяснений…»

Так, одним из подобных реабилитационных центров является реабилитационный центр «Новая жизнь», г. Кингисепп, Ленинградской области.

На примере этого центра видно, что, в отличие от коммерческих центров, христианские центры реабилитации помогают любому обратившемуся.

Выходцы из центра в Кингисеппе создали 17 новых центров по стране.

Всего в России евангельскими христианами организовано около 300 таких центров.

Также, к примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг», нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих.

Периодически пятидесятники встречают сопротивление со стороны чиновников и православных, но преодолевают все препятствия с «харизматической» агрессивностью и бескомпромиссностью.


PS|-я понимаю, что между пятидесятниками и харизматами))много общего,даже названия -путают) так мы-похожи...

Profile

haryzmaty
Союз Христиан Харизматов
Website

Latest Month

June 2014
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930